Соборование (Елеосвящение)

Соборование (Елеосвящение) — одно из семи таинств Православной Церкви. Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни.

Кроме исцеления тела, в таинстве Соборования испрашивается и отпущение грехов. Дело в том, что большинство болезней являются следствием греха. И сам грех — это болезнь; болезнь духовная. При Соборовании отпускаются забытые грехи (но не сознательно утаенные на исповеди), к примеру — забытые по причине своей малозначимости для человека.

Многие думают, что соборование совершают только над умирающими. Это не так. Святитель Феофан Затворник пишет: «Елеосвящение идет к больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтоб пожил в покаянии».
Таинство Соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра. Кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи. И после положись на волю Божию.
Преподобный Амвросий Оптинский

Соборование совершается как во время многодневных постов, так и в любое время, когда возникает в этом необходимость.

Таинство называется также «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием», но чаще «соборованием», «маслособорованием», потому, что по уставу Церкви его полагается совершать собором священнослужителей.

Первоначально таинство совершали сами апостолы, возлагая руки на больных (Мк.16:18; Деян.28:8-9).

После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой.

В апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, а право совершения апостолы передали епископам и священникам. Такую практику описывает апостол Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:14-16).

Как проходит Соборование
В центре храма ставят стол, а на него — блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — и по выздоровлении, и после всеобщего воскресения (Ин.12:24; 1Кор.15:36-38), а крест и Евангелие — на присутствие в таинстве Христа.

Сверху пшеницы ставят пустую лампаду, в которую вливают елей, смешанный с вином. Масло — видимый знак благодати исцеления (Мк.6:13). Соединение с вином — подражание тому, как самарянин лечил встречного незнакомца:
Вокруг сосуда в пшеницу втыкают семь кисточек или стручьев (палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой) для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства.

Таинство Соборования состоит из трех частей: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем.
Первая часть: молебное пение
Молебное пение представляет собой сокращенную постную утреню. После канона этой утрени поются стихиры, в которых больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных.

О том же говорит тропарь Соборования:
Скорый в заступлении един сый, Христе, / скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, / и избави от недуг и горьких болезней, / и воздвигни во еже петиТя и славити непрестанно, / молитвами Богородицы, ЕдинеЧеловеколюбче.
Вторая часть: освящение елея
Диакон или священник произносит ектению: «Миром Господу помолимся», к которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа.

После ектении первый из священников в молитве просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого.

Во время чтения этой молитвы поются тропари — Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.
Третья часть: совершение таинства
Собственно само таинство Елеосвящения состоит из семи чтений Евангелия, семи молитв и семи помазаний святым елеем.

При каждом помазании священник произносит специальную совершительную молитву:
Отче Святый, Врачу душ и телес, пославыйЕдинороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего [или рабу Твою] от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего; молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы… и всех святых.

Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

При чтении этой молитвы священник помазуетболящего крестообразно — те части тела, чрез которые грех удобнее всего вселяется в душу человека. Лоб — во освящение ума; ноздри — обоняние; уста — вкус; очи — зрение; грудь; ладони с тыльной части рук.

После каждого помазания, по указанию древних требников, полагается стирать бумагою или ватой помазанные святым елеем части тела, а также гасится одна из семи свечей, воткнутых в пшеницу.

После седьмого помазания на голову прихожан возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Евангелие поддерживают священники, а первенствующий священник в это время (не возлагая рук) читает во всеуслышание разрешительную молитву:
Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего.

После Соборования верующие стараются причаститься Святых Таин — на ближайшей Литургии, на которую могут прийти.

Комментарии запрещены.

Слайдшоу
    Скачать Flash Player чтобы просмотреть слайдшоу.
Жовтень
Наш предстоятель
Пропонуемо
Монастыри и храмы Киева Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви
Скаутська організація “ЄХО”
EHO.IN.UA
Поєт Юрій Тітов.